+7 926 521 0237

Поиск
Фестиваль в Куско
Водопад Гокта
Праздник Инти Райми
Храм Солнца Кориканча
Цитадель Мачу-Пикчу
Река Мадре де Диос, заповедник Тамбопата
Озеро Сандовал
Острова Урос, озеро Титикака

Могущественнейший оракул высоких неприступных Анд повествует нам о зарождении цивилизации в Перу и о страшных богах, утолявших свою жажду жертвоприношениями в обмен на ценимое всеми благо: воду.

Чавин де Уантар, Перу

В 1616 г. Васкес де Эспиноса приехал в Анкаш и углубился в долину Мосна, взбираясь по склонам Белых Кордильер. Там он нашел несколько внушительных руин, впечатливших его своими невиданными размерами. Местные жители приписывали сооружение Чавин де Уантар исчезнувшей расе гигантов, для которых это место являлось центром культа и паломничества.

Но то, что испанский путешественник сравнивал с Римом и Иерусалимом, было, в действительности, важным административно-религиозным центром и позиционировалось как столица первого государства в Андах: влияние культурного пространства Чавин де Уантар, распространившееся почти на всю территорию Перу, замечалось многими исследователями, в том числе Хулио Тельо, установившим в 1919 г., после археологических раскопок, несомненную связь культуры Чавин с процессом появления цивилизации в Андах.

Комплекс охватывает приблизительно 13 Га и включает в себя четыре здания и три платформы с лестничными подходами, расположенными в определенной последовательности; две затопленные площади и сложную систему подземных галерей, в которых, помимо церемониальных предметов, останков человеческих и животных жертвоприношений, различных подношений, привезенных сюда из Лимы и Уануко, был найден монолит, представляющий главное божество культуры Чавин. Некто с кошачьими и змеиными чертами, свирепым лицом, окутанным темнотой, нашептывавший жрецам тайные оракулы и предсказания климатических изменений. Репутация этого сверхъестественного существа, который никогда не показывался странникам, стала репутацией, начавшей расцвет Чавина и превратившей его в колыбель культуры андина.

Открытие Lanzón

Более века назад, один крестьянин по имени Тимотео Эспиноса откопал на своем участке огромный камень, мешавший его плугу вспахивать землю. Озадаченный странной формой камня, наполовину кошачьей наполовину человечьей, Тимотео решил отнести его к себе домой, дабы найти ему какое-нибудь полезное применение. По совету жены было решено превратить находку в кухонный стол.

Чавин де Уантар

Несколько лет спустя, итальянский путешественник, бродивший по долине в поисках материалов для своей научной работы, случайно познакомился с Timoteo и был приглашен на домашний обед. Садясь к столу и удивившись необычной гравировке камня, гость спросил хозяина о происхождении столь необычного предмета. Тимотео, гордый открытием, немного повернул камень, демонстрируя гостю оставшуюся часть с изображением щедро украшенного божества. Изумленный гость отправился сообщить о находке; и возможно не желая этого, молодой путешественник Антонио Раймонди, нашел ключ, который поможет в разгадке фундаментальной культуры.

В самом сердце столицы инков, в нескольких кварталах от Пласа де Армас, располагается район Сан Блас, колыбель выдающихся артистов и художников, не устающих ваять, гравировать, лепить, ткать и рисовать свои по истине гениальные творения; вдохновленные неповторимой возвышенной атмосферой Куско, где наследие инков и испанцев дает себя почувствовать как ни в каком другом месте.

Во времена империи эта часть города, где располагается Сан Блас, называлась Tococachi и предназначалась для проживания ремесленников и простых горожан. Прошло время, но дыхание истории чувствуется здесь и поныне буквально во всем: мощеные улицы, с красивыми видами поверх черепичных крыш, изобилующие мастерскими артезании, магазинчиками и художественными галереями; невысокие домики, с выкрашенными в насыщенный индиго балконами; и даже сами люди, не спеша идущие по извилистым склонам, переплетающихся улочек.

Куско, художественная галерея

Одна из основных достопримечательностей одноименная церковь Сан Блас, построенная в стиле испанского барокко (churrigueresco), первые камни которой были заложены в 1562 г.  Поло де Ондегардо и архиепископом Хуаном де Солано, над храмом индейского бога молний и грома Ийапа.

Внутри церкви находится одно из самых необыкновенных творений колониального искусства: красивейший резной амвон, сделанный из цельного бруска перуанского кедра. Многие исследователи приписывают его авторство Хуану Томасу Туйро Тупаку, который, приняв обет спасения от смертельной болезни (проказы), провел за работой более 40 лет. Есть даже версия, что череп зодчего покоится в вышине кафедры.

Панорама Куско

Также внутри собора можно заметить некоторых инакомыслящих персонажей, явно противостоящих католическим догмам: Мартина Лютера, религиозного реформатора, основоположника лютеранства в Германии и английского короля Энрике VIII, создателя теории англиканизма.

Разговаривающие руки

В Сан Бласе самые простые вещи волшебным образом превращаются в настоящие произведения искусства: Девы Марии Чапосас и Сантитос с тонкими и длиннющими как у викуньи шеями, Niños Manuelitos, украшающие на Рождество дома, где в тесном семейном кругу великие маэстро делятся полученными знаниями с детьми и внуками, которые как бы играя, учатся секретам кускенской артезании.

Куско, Перу

Отметим Дона Антонио Олаве, выдающегося sambleño, автора известных Manuelitos”, как называют жители Куско младенцев Христа.

Niño Manuelito

Рожденный в Андах младенец Иисус – результат религиозного синкретизма между индейскими традициями и католической религией, привезенной конкистадорами. Происхождение датируется 17 в., когда в городе Куско начала зарождаться своя интерпретация к навязанным религиозным привычкам.

Каменные стены Куско

Мастера артезании придали младенцу черты андино: красные щечки, которые обычно имеют дети на высоте, медного оттенка кожа, открытые объятия как если бы он хотел обнять тебя, и немного плутоватый взгляд, выдающий желание немного пошалить. Мануэлито делают уставшим, почти спящим или бодрым и улыбающимся.

Раньше внутри этих фигур помещались драгоценности, так как согласно верованиям, душа ребенка сделана из золота, но потом традиция забылась.

В продолжение ярмарки Сантурантикуй, которая проходит на Пласа де Армас каждое 24 декабря, можно приобрести эти симпатичные фигурки.

Самый большой в мире глиняный город и один из самых магически завораживающих морских курортов, Чан Чан и Уанчако – два неразрывно-связанных туристических направления, объединенные одной общей нитью: культурой Чиму.

Чан Чан – огромный город из глины на северном побережье Перу, представленный десятью архитектоническими возвышенностями. В своей «Хронике Перу» Педро Сиеса де Леон пишет, что Такайнамо, первый правитель этих земель, высадился на пляжах Моче в середине 9 в., во главе лодочной флотилии, дабы дать возможность зародиться здесь новой династии, известной сегодня как Чиму.

Чан Чан, Перу

Столицей этого могущественного государства стал Чан Чан, что на языке мучик означало Солнце-Солнце, его строительство датируется 12 – 14 вв.

Интересно посмотреть на прекрасно сохранившиеся архитектурные ансамбли дворцов: площадь, церемониальные платформы, жилые постройки и сельскохозяйственные зоны вачакес, своеобразно оголенная грунтовая насыпь, служившая источником воды в каждом районе.

Владения Чиму простирались вдоль обширной полосы перуанского побережья, от Тумбеса до долины Уармей (Лима). Народ Чиму – талантливые земледельцы и рыболовы, устраивавшие великолепные морские церемонии на борту своих лодок кабальитос де тотора (тростниковые лошадки), которые и в настоящее время используются для ловли рыбы в местах Пиментель и Уанчако.

На берегу океана

Уанчако – главный морской курорт города Трухильо, первые поселения на его берегах восходят к глубокой древности, а имя тесно связано с caballitos de totora, как называются небольшие тростниковые лодки, ежедневно мелькающие в океанских водах и являющиеся уникальным символом неповторимости этого места.

На длинной просторной набережной, переходящей в дамбу всегда можно увидеть множество непохожих друг на друга людей: загорелых от солнца и соли рыбаков, европейских туристов с камерами наготове, неугомонных искателей приключений или просто влюбленных в океан.

Уанчако, Перу

После прогулки заглянуть в один из местных ресторанчиков, где есть уникальная возможность попробовать лучшее из кулинарии севера Перу: искусно приготовленных крабов, cebiches de campeonato и meros во всех своих разновидностях.

Потом насладиться вечерним огненным закатом, с которым едва ли сравнится даже самое красочное театральное представление: вы сидите на берегу набережной и смотрите на возвращающихся с рыбной ловли рыбаков, погружаясь в волшебное ощущение, как будто переносящего вас во времена чиму.

В этом и есть секрет Уанчако, сумевшего сохранить в современной действительности памятные моменты прошлого и, демонстрируя их, гордиться сознанием происхождения от сверкающей как солнце древней культуры.

Исторические перипетии

Для древних чиму, смерть не останавливала течение жизни, длившейся до этого момента. Человеческие потребности, привязанности и иерархия предметов оставались неизменными.

Поэтому, когда правитель умирал, - он не оставлял никакого наследства, то есть все его богатства оказывались погребенными вместе с ним внутри дворца, который потом засыпали песком, оставляя таким образом запечатанным в вечности. Преемник умершего государя строил новый дворец, предназначенный стать новым административным и культовым центром.

Но прежний правитель уходил не только со своими материальными ценностями. Помимо драгоценностей, одежд и продуктов питания, он «забирал» с собой слуг, самых близких и дорогих людей и, конечно, некоторых из своих жен.

И вслед за смертью монарха, новый правитель был обязан построить новый дворец, который впоследствии послужил бы ему такой же усыпальницей.

Чиму совершали человеческие жертвоприношения в честь бога воды, также называемого el decapitador. Это мистическое существо, изображенное с кошачьим демоническим лицом, требовало человеческих жертв в угоду своей щедрости, выражавшей обилием дождей, так необходимых для сельскохозяйственных культур.

Открытая для туризма всего два десятилетия назад, долина Котауаси c потрясающими географическими рельефами, богатыми доиспанскими традициями и разбросанными по живописным склонам селениями, обосновавшимися на берегу самого глубокого каньона на Земле, уверенно завоевывает сердца туристов.

Ранним утром, когда температура – 2оС по Цельсию, колючий ледяной ветер слегка оцарапывает кожу, не давая ладоням отклеиться от металлического корпуса фотоаппарата.

Мы находимся у подножия Коропуна – самого высокого вулкана Перу – на берегу замерзшего озера. Через несколько минут, длящихся невыносимо долго, над белоснежным горизонтом заалеет ярко красный бриллиантовый рассвет.

Впереди виднеется зигзагообразный спуск к долине Котауаси, который, по словам проводников, обычно занимает несколько часов. А пока мы наслаждаемся ослепительной панорамой переливающихся солнечных бликов, скользящих по поверхности заливных лугов и кустов ичу и отражающихся в блестящих на каждом шагу капельках ледяной росы.

Над долиной поднимается утренний туман, радостно сообщая близость мира там внизу, где нас ждет горячий чай матэ и, конечно, свежевыпеченный хлеб.

Долина Котауаси омывается водами реки с одноименным названием, протекающей между двух огромных горных массивов: Коропуна (6 425 м) и Солимана (6 093 м)

В окрестностях деревни Кечуайа, каньон достигает ошеломляющей глубины 3 535 м, что почти на 2 000 м больше, чем каньон реки Колорадо в США.

Прогулки по долине

Котауаси – небольшой гостеприимный городок андино, который и сегодня сохраняет колониальный вид, утерянный многими другими селениями в Андах. Именно отсюда начнется наш путь в окрестности каньона.

Прекрасно сохранившееся шоссе открывает несколько километров сельских пейзажей, чтобы потом исчезнуть, точно у подножия висячего моста, от которого к водопадам Сипиа, каньону Котауаси и населенным пунктам, расположенным внизу долины, ведет пешая тропа.

После девяти километров пути оказываемся в том месте, где водный массив, смешавшись, отвесно обрушивается со скал – зрелище, способное встряхнуть даже самого смелого путешественника. Это и есть знаменитые водопады Сипиа: 150 м высоты, коронуемые лучезарной радугой.

Далее Чаупо, Велинга и Кечуайа, известные своей системой платформ и эффективными системами орошения, позволившими выращивание здесь, в землях экстремальной засушливости, впечатляющего количества сельскохозяйственных культур.

В доиспанские времена был один путь, который соединял побережье Тихого океана с Куско, столицей Тауантинсуйо. Большая часть его огибала каньон и долину Котауаси. Сегодня можно посетить некоторые чудесным образом сохранившиеся отрезки этого пути.

От Котауаси также можно добраться к населенным пунктам Томепампа (точка отправления к каменным лесам Санто Санто и Уаянакотас), Луичо (известному своими термальными источниками), Алька и Пуйка; последний, особо привлекает путешественников как настоящее сокровище, затерянное во времени. Его каменные домики с соломенными крышами дают приют еще одной народности, в большинстве своем кечуа, посвящающих себя сельскому хозяйству.

В нескольких километрах от Котауаси располагается Пампамарка: эффектный водопад Оскуне и многоуровневая система платформ, на которых выращивается лучшая кукуруза в этой части Перу. Наконец Чаркана, в восьми часах пути от Котауаси, со своими необычными скалами, обдуваемыми суровым ветром истории.

Мозаика привычек

Во времена испанских наместников, районы Пуика, Алька, Томепампа, Котауаси и Торо принадлежали Куско; районы Уаянакотас, Чаркана и ПампамаркаАякучо. Кечуайа, Сайла и Тауриа составляли часть Арекипы. Немного позже в 1835 г. эти населенные пункты были объединены в Провинцию де ла Уньон (Арекипа). Однако, несмотря на объединение, народы сохранили свои традиции.

Котауаси также земля мастеров артесании. В деревне Пампамарка производят изделия из текстиля (одеяла, покрывала, поясные ленты и ковры), чьи техники плетения, передаваемые в поколениях, были детально описаны американским путешественником Hiram Bringham, изучавшим производство предметов одежды в этой местности.

В 1924 г. местные ткачи выткали покрывало, площадью в двести квадратных метров, которое сегодня размещено в Салоне Тупака Амару, Правительственного дворца в Лиме.

Приключение в каньоне

Высокие стены скал, бурные потоки полноводной реки, протекающей по каньону, живописные долины и ущелья превратили Котауаси в одно из лучших туристических направлений для практики многих видов спорта.

Ежегодно, начиная с 1994 г., долина становится центром фестиваля спортивных приключений, завоевывающим каждый год все больше поклонников. Это одно из лучших в своем роде мероприятий в Южной Америке. Здесь представлены: гребля (на все вкусы), down hill, треккинг, параплан, дельтаплан, скалолазание, спортивная рыбная ловля, off road, каяк и даже прыжок на эластичном тросе (банджи-джампинг), практикующийся на мосту carrozable de Callao, по пути от водопадов Сипиа.

Проведение этих эко-спортивных фестивалей, организуемых Ассоциацией Ñan Perú и региональным правительством, начинается с конца первой недели мая.