Самый большой в мире глиняный город и один из самых магически завораживающих морских курортов, Чан Чан и Уанчако – два неразрывно-связанных туристических направления, объединенные одной общей нитью: культурой Чиму.
Чан Чан – огромный город из глины на северном побережье Перу, представленный десятью архитектоническими возвышенностями. В своей «Хронике Перу» Педро Сиеса де Леон пишет, что Такайнамо, первый правитель этих земель, высадился на пляжах Моче в середине 9 в., во главе лодочной флотилии, дабы дать возможность зародиться здесь новой династии, известной сегодня как Чиму.
Столицей этого могущественного государства стал Чан Чан, что на языке мучик означало Солнце-Солнце, его строительство датируется 12 – 14 вв.
Интересно посмотреть на прекрасно сохранившиеся архитектурные ансамбли дворцов: площадь, церемониальные платформы, жилые постройки и сельскохозяйственные зоны вачакес, своеобразно оголенная грунтовая насыпь, служившая источником воды в каждом районе.
Владения Чиму простирались вдоль обширной полосы перуанского побережья, от Тумбеса до долины Уармей (Лима). Народ Чиму – талантливые земледельцы и рыболовы, устраивавшие великолепные морские церемонии на борту своих лодок кабальитос де тотора (тростниковые лошадки), которые и в настоящее время используются для ловли рыбы в местах Пиментель и Уанчако.
На берегу океана
Уанчако – главный морской курорт города Трухильо, первые поселения на его берегах восходят к глубокой древности, а имя тесно связано с caballitos de totora, как называются небольшие тростниковые лодки, ежедневно мелькающие в океанских водах и являющиеся уникальным символом неповторимости этого места.
На длинной просторной набережной, переходящей в дамбу всегда можно увидеть множество непохожих друг на друга людей: загорелых от солнца и соли рыбаков, европейских туристов с камерами наготове, неугомонных искателей приключений или просто влюбленных в океан.
После прогулки заглянуть в один из местных ресторанчиков, где есть уникальная возможность попробовать лучшее из кулинарии севера Перу: искусно приготовленных крабов, cebiches de campeonato и meros во всех своих разновидностях.
Потом насладиться вечерним огненным закатом, с которым едва ли сравнится даже самое красочное театральное представление: вы сидите на берегу набережной и смотрите на возвращающихся с рыбной ловли рыбаков, погружаясь в волшебное ощущение, как будто переносящего вас во времена чиму.
В этом и есть секрет Уанчако, сумевшего сохранить в современной действительности памятные моменты прошлого и, демонстрируя их, гордиться сознанием происхождения от сверкающей как солнце древней культуры.
Исторические перипетии
Для древних чиму, смерть не останавливала течение жизни, длившейся до этого момента. Человеческие потребности, привязанности и иерархия предметов оставались неизменными.
Поэтому, когда правитель умирал, - он не оставлял никакого наследства, то есть все его богатства оказывались погребенными вместе с ним внутри дворца, который потом засыпали песком, оставляя таким образом запечатанным в вечности. Преемник умершего государя строил новый дворец, предназначенный стать новым административным и культовым центром.
Но прежний правитель уходил не только со своими материальными ценностями. Помимо драгоценностей, одежд и продуктов питания, он «забирал» с собой слуг, самых близких и дорогих людей и, конечно, некоторых из своих жен.
И вслед за смертью монарха, новый правитель был обязан построить новый дворец, который впоследствии послужил бы ему такой же усыпальницей.
Чиму совершали человеческие жертвоприношения в честь бога воды, также называемого el decapitador. Это мистическое существо, изображенное с кошачьим демоническим лицом, требовало человеческих жертв в угоду своей щедрости, выражавшей обилием дождей, так необходимых для сельскохозяйственных культур.
Комментарии