Завоевание долины
Самыми древними обитателями долины, о которых имеется явное упоминание, были ayarmacas - племена, пришедшие с плоскогорья в поисках лучших земель для своих сельскохозяйственных культур и поселившиеся в окрестностях современного Ollantaytambo.
В хрониках этот народ имеет название tampus; его родственные связи с инками в языке и культуре, позволяли сохранять некоторую независимость. Вышеуказанная автономия поддерживалась до прихода Инки Пачакутека, который завоевал народ tampus, присоединив также к своей империи долину Tambo, которая стала называться с того времени долиной Vilcanota.
Второе завоевание долины, на этот раз руками испанцев, датируется 1536 г., когда инка Манко, последний правитель Tahuantinsuyo, был назван испанскими завоевателями наместником, всецело подчиняющимся намерениям испанского короля. Узнав об этом, инка Манко решил взбунтоваться и укрылся в Ollantaytambo, позже в Cordillera Vilcabamba, откуда совершал регулярные набеги на испанские войска в течение более чем 50 лет.
Текстиль
Древние обитатели Священной долины были выдающимися ткачами; постоянно разрабатывая и совершенствуя различные техники плетения и окрашивания тканей, они украшали их различными рисунками, представляющими картины окружающего мира и свое мировоззрение.
Сегодня наследники древних мастеров взяли на себя миссию спасти древние техники производства текстильных материй, дабы не потерять столь важное культурное наследие. В Chinchero и Ollantaytambo существуют сообщества ткачей, объединившие в своей деятельности два проекта: проект экспозиции и последующей продажи текстильных продуктов и проект обучения начинающих специалистов. Оба проекта образуют часть обширной сети артезании Куско.
Кукурузный гигант
Еще с доиспанских времен, кукуруза была одним из основных продуктов питания жителей Куско, и ее выращивание внутри Tahuantinsuyo имело почти сакральную функцию. В хрониках рассказывается, что Mama Huaco, сестра и жена мистического создателя империи инков Manco Capac, научила местных жителей выращивать sara (кукуруза).
Этой кукурузе древние перуанцы придавали важное социальное значение: для больших праздников и религиозных обрядов было налажено производство чичи (слабо алкогольный кукурузный напиток), являвшееся одновременно важным элементом в установлении брачных союзов и поиске взаимности.
В настоящее время белая кускенская кукуруза, которая выращивается, прежде всего, в Священной долине, экспортируется затем в Испанию, Соединенные Штаты и Японию, где ее очень любят за однородный цвет и большие зерна, которые, подрумянившись в тостере, продаются как snacks.
Между тем жители долины употребляют в пищу другие виды кукурузы, их название соответствует цвету зерен (chullpi, amarillo, morado, pesco, capuli o sacsa), также их используют для производства mote, cancha, harina (мука) или для приготовления горячих блюд с картофелем, сыром и острым перцем; последнее, в меру своей простоты, является одним из лучших блюд, которые готовят в Андах.
Комментарии