+7 926 521 0237

Поиск

Морай и Марас (Moray y Maras)

Красивейшие сельские пейзажи на каждом изгибе пути

Гигантские концентрические платформы Морая и шахты по добыче соли Мараса - два важных и интересных места в Священной долине инков. Посещение древностей, экзистенциальный туризм и магическое очарование культуры, посвященной обработке земли, всегда ждут любознательного путешественника.

В 1932 г. участники экспедиции Shippee-Johnson перелетели долину Vilcanota в поисках какой-нибудь достопримечательности, спрятанной между горных хребтов. Годом раньше ими был заново открыт Каньон Колька и долина вулканов, а сейчас они планировали найти что-то интересное в сердце империи инков.

Вблизи селения Марас они нашли то, что искали: огромную систему круговых террас, которую никто никогда не видел. Это были платформы Морая, одно из важнейших инженерных сооружений, возведенных инками.

Название этих концентрических террас, глубиной 150 м , связано с Aymoray, урожаем кукурузы. Историк Edward Ranney предположил, что Морай использовался для выращивания специальных культур и что основным продуктом являлся лист коки, столь необходимый в жизни жителей Анд. Исследователь John Earls, в ходе длительных наблюдений, предложил другую, достаточно логичную и принятую на сегодняшний момент теорию: после изучения каждой из террас, он заключил, что платформы генерировали несколько микроклиматов, и поэтому Морай, скорей всего предназначался для сельскохозяйственных экспериментов, таких как одомашнивание продуктов питания, скрещивание различных видов и акклиматизация чужеземных культур (например, кока).

Другие исследования открыли, что здесь выращивались 60% от общего разнообразия овощей, известных инкам, 3 тыс. видов картошки, кукуруза и другие, съедобные и декоративные культуры. Платформы Морая активно использовались до недавнего времени, когда производство сельскохозяйственной продукции запретили в целях защиты местности.

Поселенцы близлежащих общин отмечают в сентябре праздник Солнца Moray Raymi: красочная церемония в одеяниях инков с изобилием танцев и музыки.

Также в этом районе развито производство корзин высочайшего качества, … изделия можно приобрести на местном рынке

Народы соли

Местечко Марас находится в 9 км к востоку от Морая, Guaman Poma рассказывает, что это была территория одного очень могущественного инкского касика, чьи налогоплательщики, взбунтовавшись против его власти, отказались платить налоги и напали на присланных эмиссаров. В поисках отмщения, князь обратился к богу Солнца Inti, который в качестве наказания пустил на деревню солевой дождь, чтобы сделать земли стерильными и заставить поселенцев умереть от жажды.

В 16 в. после сломления сопротивления инков, Марас был переоснован испанским комендантом Pedro Ortiz de Orué, которому мы обязаны разметкой современного колониального города и богатым убранством местной церкви Villa de San Francisco Asis de Maras, построенной из глины уроженцем Куско Antonio Sinchi Roco и украшенной подношениями из золота и картинами этого замечательного художника. Щиты же и надписи с именем коменданта Pedro Ortiz de Orué до сих пор можно увидеть во многих домах, входивших в его непосредственное владение.

Солевые шахты Мараса, функционирующие и сегодня, сформированы почти 3 тыс. прямоугольных углублений, 5 м2 каждая. Производство соли реализуется посредством наполнения этих прямоугольных углублений соленой водой, льющейся на вершину шахт из естественного источника; после того, как вода испаряется, соль собирается в тонкий слой, который, достигнув высоты в 10 см, снимается. Процесс длится приблизительно около месяца. Потом соль продают на рынках Куско или используют в качестве продукта обмена с дальними и ближними поселениями плоскогорья.

Помимо этого Марас располагается в фокусе экзистенциального туризма, позволяющего познакомиться на практике с такими занятиями местного населения, как получение соли и земледелие.

Хозяева земли

Многие важнейшие достижения сельского хозяйства инков продолжают оставаться базой для земледельческой деятельности района Куско, его окрестностей и других горных регионов, жители которых до сих пор ценят столь выдающиеся успехи в аграрной инженерии. Собрание платформ, сложная система орошения, посредством акведука и каналов Типон, Писак, Сурите; циркулирующие платформы Морая без сомнения являются необходимыми для посещения тем путешественникам, которые хотели бы оценить этот удивительный аспект цивилизации инков.

Инки расширили обеспечение водой с помощью дренажа и каналов; построили дамбы, плотины и чудесные плато для поддержания почвы, используя натуральные удобрения и выбирая побеги и семена, способные улучшить плодовитость их полей. Все эти усилия они реализовали без какой-либо силы тяги, поскольку не знали ни колеса, ни плуга; для них существовала только taclla – основной инструмент земледелия народа андино.

Истоки

Земледельческая деятельность Перу насчитывает примерно 10 тыс. лет. Если рассматривать горные регионы, в особенности район Куско, то между пятым и четвертым тысячелетием до нашей эры, в долинах с умеренным климатом начало встречаться первое подобие ведения сельского хозяйства, характеризуемое периодической сборкой корней, диких овощей и фруктов; и еще не использующее в посеве семян какую-либо технику орошения. Тыква, арахис, перец, кукуруза, картофель, pallares, achira y lúcuma возможно были первыми выращиваемыми продуктами.

После долгого процесса адаптации к сложной географии гор, занявшим практически 2 тыс. лет, человеку андино пришла идея об использовании в сельском хозяйстве различных типов почвы и о возможности улучшения качества выращиваемых культур. Равно как пришло и осознание ведения животноводства: лама и альпака используются как в качестве грузовых животных, так и в качестве источников первичного сырья (шерсть, кожа).

Постепенное одомашнивание растений позволило первым поселениям обрести уверенность в регулярном пропитании, что было важно для планомерно увеличивающегося количества населения. Когда, во втором тысячелетии до нашей эры, появились первые культуры, владеющие гончарным мастерством и текстильным искусством, человек андино уже вынашивал идею об использовании в сельском хозяйстве географию горных рельефов и об изменении естественной эволюции видов посредством селекции, гибридов и других техник.