+7 926 521 0237

Поиск
Фестиваль в Куско
Водопад Гокта
Праздник Инти Райми
Храм Солнца Кориканча
Цитадель Мачу-Пикчу
Река Мадре де Диос, заповедник Тамбопата
Озеро Сандовал
Острова Урос, озеро Титикака

Плодородная долина Кахамарка была заселена еще 5000 лет назад, народом, который занимался земледелием и выращивал чеснок, картофель, коку и киноа. И уже в те давние времена имел домашних животных. Ламы, альпаки и морские свинки снабжали шерстью и мясом, кроме этого их приносили в жертву в древних ритуалах.

Между 1000-м и 500-м годом до нашей эры они находились под небольшим влиянием культуры Чавин (Chavín), это можно заметить на найденных монолитах, в Кунтур Уаси (Cuntur Huasi), недалеко от Сан Пабло. Также в керамике присутствует влияние культуры Чавин (Chavín).

Когда распалась империя Уари, в 1250 году нашей эры, в Кахамарке появилось государство Куисманко (Cuismanco), которое поддерживало торговые контакты со столицей древнего индейского государства Чимор (Chimor) - Чан Чан (Chan Chan) в Трухильо.

Куисманко говорило на своем собственном оригинальном языке - кульи (culli), который был утерян в 17 веке. Они жили в простых домах из камней, соединенных со ступой из глины без окон, расположенных на склонах гор. Мертвых хоронили в открытых нишах на скале ("окошки").

Мужчины и женщины носили длинные волосы, заплетенные с цветными ленточками, которые все еще используются (наз. шимба), а иногда, веревка метательного оружия, как украшение на голове, отличала их как верущих в бога Катекила (Catequil), их главного бога.

В 1470 году Куисманко (Cuismanco) было, с большими усилиями, покорено инками и присоединено к империи инков Тауантинсуйо.

Империя инков была самой большой доколумбовой империей на американском континенте. Ее существование начинается с 13 по 16 столетий, а ее столица - Куско, в Перу.

Перу было колыбелью цивилизации инков, одного из основных коренных народов Америки. Цивилизация инков унифицировала, мирно завоевывая, большую часть западных территорий Южной Америки. Каждому народу был присвоен язык и религия империи. В свою очередь, инки были обогащены культурой других народов.

Общество

Языки и диалекты

Официальным языком империи был кечуа, на нем говорили на все территории Тавантинсую. На языках различных народов также немного говорили.

Дворянство говорило на языке пукина, первоначально принадлежащем одной из этнических групп. Позже, этому языку, приписали божественное происхождение, потому что считалось, что королевская семья имела божественных потомков.

Территория

Административные подразделения

Империя была разделена на четыре большие провинции, которые образовали вместе Тавантинсую. Каждая провинция управлялась суюйуком, который входил в Совет Империи. Провинции были разделены на две группы в зависимости от высоты: высокая и низкая.

Группа Ханан (высокая) состояла из:

Северная провинция - вдоль побережья нынешнего Эквадора и большей части побережья нынешнего Перу:

Южная провинция - нынешняя Чили (за исключением южной части), к западу от Аргентины, к северо-востоку от современной Боливии и юго-западная часть нынешнего Перу.


Группа Урин (низкая) состояла из:

Восточная провинция - часть нынешних государств Эквадора, Боливии и Перу;

Западная провинция - небольшой регион к юго-западу от современного Перу, между городами Арекипа, Мокегуа и Такна.


Протяженность

Империя инков включала (около 1532 года) значительную часть нынешних южноамериканских государств Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии, Чили и Аргентины.

Границами империи в то время были:

Север: река Анкасмайо, к северу от нынешнего города Пасто (Колумбия).

Северо-восток: лес Амазонки (Сельва) между нынешним Перу и Боливией (границы были немного очерчены из-за спорадических движений к лесу).

Юго-восток: Анды образовали естественную границу. Кажется, что Чако (или Чакку, которое в Кечуа означает охотничья территория), равнина к востоку от Анд, была предметом случайных рейдов, хотя, похоже, этот регион не контролировался эффективно.

Юг: есть доказательства того, что империя распространилась до реки Биобио.

Запад: Тихий океан.

Заключение

Данная империя вызывает интерес, в основном, у ученых, которым очень интересна вся эта история!

Чем оригинальна империя инков и народы, ее населявшие? Многим. Даже удивительно, что люди, живущие на одной планете, могут настолько отличаться по своим обычаям, государственному устройству, отношению к жизни и прочему и прочему от остальных народов планеты.

Начнем с отношения к золоту, которого у инков, было много. Что, по сути, и привело к гибели империи, когда пришли воины Писарро. Золото служило инкам для самых разных целей, кроме одной - оно никогда не использовалось, как средство платежа. Собственно, у инков денег не было вообще, и они как-то вовсе не переживали по этому поводу. Основной принцип общества инков был принцип самообеспечения.

Каждая семья питалась тем, что могла вырастить на своем, не таком уж и большом наделе земли. Одежда делалась из ткани, сотканной из шерсти, полученной от лам, которые у инков были домашними животными. Это распространялось не только на семьи, в смысле - принцип самообеспечения, но и на общины и провинции. Это был один из основных принципов империи инков, которые гордо называли себя «сыновьями Солнца».

Вместо торговли и посредничества было распределение урожая и другого товара, через общественные хранилища, по установленным нормам. При этом нормально существовали базары. Но и там обходились без денег, а обменивались изделиями или продуктами. Такие базары контролировались Верховным Инкой и проводились через каждые восемь дней в каждом населенном пункте, кроме уж совсем маленьких. Жителям последних приходилось выезжать за покупками и везти с собой свой товар на обмен.

Меновая торговля была распространена чрезвычайно широко. Объем внешней торговли был меньше, как говорится, в разы. Империя была как бы единым натуральным хозяйством. В него входили все провинции, и более мелкие административные единицы.

Но, все-таки, караваны лам, груженных товарами, отправлялись в соседние страны для торговли, хотя инки предпочитали передвигаться морем, на плотах, который в прошлом веке воссоздал Тур Хейердал, из легчайшего бальсового дерева.

Инкам было чем торговать, даже в условиях обменного рынка. Они могли поставлять золотую и серебряную посуду и украшения, высококачественные ткани, взамен же привозили замечательный жемчуг, весьма ценимые раковины морских моллюсков, великолепные изумруды.

Как можно догадаться, торговцы инков выполняли не только торговые функции, помимо этого это были и разведчики империи. В их задачу входило изучение уязвимых мест тех стран, в которых они бывали, и которые империя инков могла возжелать захватить в будущем, далеком или ближайшем. Конечно, функциями разведки внешняя торговля не ограничивалась, это была и собственно торговля, обеспечивающая высокопоставленных инков предметами роскоши, отсутствующими в их стране. Причем эти предметы могли быть не просто недоступными, а даже запретными законодательно для простых инков. Казнь за нарушение этого закона была ужасной. Потому и уровни жизни высших слоев общества и низших очень отличались.

Простой инка имел в своем распоряжении не больше прожиточного минимума. Обычно ел он не более двух раз в день. Повседневное блюдо - жидкая похлебка из кукурузы или картофеля. К этому прибавлялись лепешки из кукурузной муки. Мяса практически не употребляли. В праздники инки могли позволить себе вяленое мясо ламы, или морских свинок, которых содержали в каждой семье.

Женщины у инков трудились наравне с мужчинами в поле весь день, готовили пищу и следили за домом, к тому же были обязаны часто рожать - этого требовала империя. Буквально на ходу они пряли шерсть лам. В общем, ни одна минуты их времени, кроме, разве что сна, не обходилась без какого-то дела.

Мода простого народа была весьма однообразной и особо у разных народов не отличалась, разве что, головными уборами. Жилища индейцев были весьма примитивны, без мебели, только с керамической печкой для обогрева. Впрочем, для них это большого значения не имело, так как в течение дня жители в домах практически не бывали - империя не забывала регулярно загружать их очередными заданиями.

Вся империя инков по отношению к своим жителям была пронизана каким-то чрезмерным рационализмом. В частности, существовал закон, по которому любой инка мог жениться (или выйти замуж) только за себе подобного, иными словами, если индеец потерял в результате болезни, или травмы ноги, в жены он мог взять только безногую, руку или руки - безрукую, слепой или одноглазый - женщину с таким же недостатком и тому подобное. У инков из-за особенностей законов отсутствовало смешение народов.

Девушки, под страхом смерти, должны были сохранять до свадьбы свою невинность. Замуж они выходили после наступления 18-ти лет, не раньше.

Весь народ делился на знать и простых инков и перейти из одной категории в другую было невозможно.

Законы у инков отличались высокой строгостью и суровыми наказаниями, что привело к практически полному исчезновению некоторых видов преступлений.

Очень много своих достижений инки унаследовали от предшествующих им цивилизаций и покоренных народов. Во время своего расцвета империя инков была одним из самых больших и развитых государств мира.

Культура индейцев Чиму существовала на западном побережье Южной Америки, на территории современного северного Перу, от начала двенадцатого столетия и примерно до 1470 года н. э., когда властитель империи Инков Тупак Инка Юпанаки завоевал их земли. Это произошло примерно за пятьдесят лет до прихода в этот регион испанских конкистадоров. Таким образом, самые ранние полученные о Чиму сведения были собраны испанцами у немногих еще живых свидетелей этого завоевания.

Чиму считаются наследниками культуры индейцев Мочика, поскольку возникли и развивались на территории, которая ранее принадлежала Мочика. Их государство называлось Чимор, а столица - Чан-Чан. По легенде, основатели во главе с царем первой династии, Наймалапом, прибыли в Чимор на плотах откуда-то с севера. Около 1100 года н.э. на земли Чиму обрушились природные катаклизмы, которые разрушили сложную и технологичную по тем временам систему орошения, спускавшуюся с гор, что привело к голоду и бунтам. Последний царь этой династии, Фемельпеке, был свергнут, а затем убит объединившимися знатью и священниками. В результате периода анархии к власти пришел Такайнамо, который основал новую династию - Чиму. Поскольку ситуация в государстве была крайне сложной, он пошел на рискованный, но впоследствии полностью окупившийся шаг - начать завоевательные войны против соседей. Именно в этот период Чиму начинают захват соседних земель, что подтверждается результатами раскопок - характерные именно для Чиму керамические изделия, найденные за пределами изначальной территории государства, датируются не ранее, чем началом двенадцатого века. В процессе захвата так же восстанавливались, используя труд захваченных рабов, разрушенные в результате землетрясений ирригационные сооружения, отводившие воду с гор к пустынным от природы долинам на побережье. В течении трёхсот лет, с 1100 до 1400 годов. небольшое государство превратилось в сильную и обширную империю, объединявшую территории от границ нынешнего Эквадора на севере и до Лимы на юге.

Империя Чиму была, очень густонаселённой, а их столица - самым большим по количеству населения городом Южной Америки. Её население насчитывало, в среднем, около 60 тысяч жителей, а по некоторым сведениям, максимально в нём проживало около ста тысяч. Планировка города не была центральной, как во многих других культурах, а распространялась вокруг нескольких точек. Этими «центрами» были дворцы правителей - по традиции, после смерти царя его хоронили в построенном им дворце вместе со слугами, наложницами и частью имущества, оставшаяся часть распределялась по родне почившего, а новый царь должен был строить свой собственный дворец, куда и перемещалась верхушка власти. Власть так же была распределённой - повелитель Чиму не управлял каждым отдельным аспектом жизни своих подданных, этим занимался огромный бюрократический аппарат.

Столица, помимо резиденции властных особ, являлась так же главным центром производства - огромную долю населения города составляли ремесленники. Чиму, из-за большого населения, требовалось много повседневных предметов - одежда, посуда, горшки. Всё это производилось практически массово, пусть и в ущерб эстетическим качествам отдельного изделия. Например, характерной особенностью культуры Чиму являются черные керамические изделия - их изготавливали путем обжига в герметично закрытых сосудах, в результате чего железо, входившее в состав керамики, не окислялось и придавало изделиям черный цвет. Керамику ради ускорения производства не расписывали, хотя во многих изделиях использовались фигурки людей, рыб, птиц. Однако их творчество, отдыхая на керамике и текстиле, в полной мере проявлялось на изделиях из золота и серебра. Так, примером можно считать найденный в девятнадцатом столетии клад, в котором были несколько тысяч сделанных из золота бабочек. Масса каждой бабочки не превышала одного грамма, и они могли летать от малейшего дуновения ветерка. К сожалению, бабочки были переплавлены в золото, и добычей удачливого кладоискателя оказался четырёхкилограммовый слиток.

Религией Чиму был политеизм со множеством богов, но одним заметным отличием от остальных окружающих пантеонов - они почитали в первую очередь не Солнце, а Луну. Так же много внимания уделялось звёздам и созвездиям, в честь которых даже строились храмы.

Однако ни мощное производство, ни военная сила, ни колоссальные по тем временам оборонительные сооружения (у Чиму был свой аналог если не Великой китайской, то уж стены Адриана точно - укрепление высотой около трёх метров и протяженностью 65 километров, со встроенными крепостями и дозорными башнями на севере страны) не спасли эту цивилизацию, когда в 1460-х к их границам подошли армии Инков. Судьба страны была решена в течении менее чем десяти лет, и Чиму перестали существовать как отдельный народ.